Сделаем небо чистым!

Газоочистка. Рукавные фильтры. Эксплуатация, ремонт, модернизация . Консультации специалиста.

Движущая сила газоочистки

Вентилятор дымосос

Вентилятор дымосос

В процессе эксплуатации газоочистных установок дуговых сталеплавильных печей,  мне  очень скоро стало ясно, что не бывает мелких неисправностей ГОУ. Любая,  казалось бы, незначительная неисправность влечет за собой весьма серьёзные последствия: загрязнение окружающей среды с последующим штрафом, аварийная остановка (длительная, с потерей производства), вплоть до разрушения самой установки в результате переполнения бункеров пылью, воспламенения фильтров, взрыва горючих газов. Кроме разрушения ГОУ от переполнения бункеров пылью, все остальное испытал на своей шкуре! Так что сказать, какой узел установки наиболее важен, не смогу. Нет таких. Но если вспомнить, что газоочистка представляет собой вентиляционную систему со встроенным фильтром, можно с уверенностью сказать, что нет ГОУ  без вентилятора — дымососа. Он (они) здесь движущая сила в самом прямом смысле.

Устройство дымососа

Вентилятор — дымосос представляет собой тип роторного (вращающегося) оборудования в составе:

  • Вал

    Части вентилятора

    Части вентилятора

  • Рабочее колесо
  • Улитка (корпус) вентилятора
  • подшипники на вал
  • Корпуса подшипников
  • Полумуфта на валу вентилятороа
  • Полумуфта на валу электропривода
  • Электропривод в сборе (статор, вал с подшипниками и полумуфтой)
  • диффузор
  •  фундамент вентилятора
  • раму электропривода.

На картинке справа: клапан регулирования потока; диффузор;улитка (корпус вентилятора); рабочее колесо; крышка корпуса; электропрвод на раме.

За небольшим исключением все части вентилятора вращаются круглосуточно. Останавливается редко — раз в две недели, в период остановки печи на замену футеровки. Дымососы высокопроизводительных установок имеют значительные размеры и  массу.  В случае выхода из строя, замена дымососа обойдется работодателю в сутки простоя печи ( потери производства), так что до крайностей доводить никак нельзя. Для этого газоочистки оборудуются програмируемым контролером, который, получает сигналы от приборов КИП, выводит их на визуализацию — графики работы узлов всего комплекса, регулирует и аварийно останавливает оборудование. Параметры работы узлов газоочистки можно наблюдать в в режиме онлайн. Кроме того, можно просматривать графики работы тех же узлов, за прошедший месяц (если позволяет архив).

Контролируемые параметры

 Основными параметрами работы вентилятора и его электропривода  являются уровень вибрации и температура подшипников. Кроме этого контролируется температура обмоток и  токовая нагрузка электропривода. Для каждой машины определены допустимые. предельные и аварийные значения параметров. Контролер, получая сигналы соответствующих датчиков, выдает на дисплее компьютера предупреждения цветом или текстом (может и то и другое вместе). Пример: Датчик температуры подшипника показан на дисплее кружком зеленого цвета. Если кружок поменяет цвет на желтый, температура максимальная.  Если загорится красным — значения параметра выше максимально допустимых. В этом случае контролер останавливает дымосос (отключает питание). Одновременно останавливается работа печи.

Причины повышения вибрации

Их немало. любая неисправность железа: вала , рабочего колеса, диффузора обязательно повлияет на уровень вибрации. Неправильная установка вентилятора на тумбах фундамента, приведет к повышенной вибрации и росту температуры подшипника. Многое зависит от правильной установки и состояния корпуса подшипника. Дефекты смазки ил ее недостаточное количество сразу покажет себя ростом температуры. О неисправностях подшипника можно и не упоминать. Они однозначно проявятся ростом температуры, вибрации, появлением постороннего шума работающего механизма. Короче, за дымососами и приводами нужен глаз да глаз, Этот глаз есть. Программируемый контролер — недремлющее око газоочистки ( и толковый оператор, конечно).

Фундамент дымососа

Еще на стадии строительства установки  нужен строгий надзор за качеством выполнения работ. Трещины в теле фундамента обязательно проявятся при его запуске и эксплуатации, в виде повышенной вибрации. Отклонения от проектных отметок по высоте и оси сооружения недопустимы по той же причине.  В качестве примера приведу пару случаев из своей практики. В результате реконструкции наших установок, к ним пристроили еще две, со своими дымососами и фундаментами . Одну строили серьезные государственные компании, другую — частная компания, нанявшая, в качестве  строителей и монтажников, гастарбайтеров из «братской» соседней республики. Дымососы на обеих установках примерно одинаковые, двухстороннего всасывания, мощностью по два мегаватта каждый. Первый работает уже 10 лет без замены подшипников, с уровнем вибрации меньше 1, 0 мм/с. Второй запустился с вибрацией 4,5 мм/с, (максимально допустимый — 7,0). За  четыре года эксплуатации комплект подшипников заменили два раза. При этом, оба раза производили геодезический контроль  тумб корпусов подшипников, подкладывали » железки» , выровняли в ноль, но ниже 4.0 мм/с вибрация не упала. Причина — качество фундамента. Гастарбайтеры вытворяли такое. (да еще зимой), что трещины вылезали — с палец толщиной.

Валы и рабочие колеса

Производители вентиляторов выполняют балансировку валов с рабочими колесами в сборе. В результате этого процесса, на лопастях рабочих колес привариваются грузики — небольшие металлические пластины. В процессе эксплуатации грузик может оторваться  по сварке(если производитель из СНГ). Уровень вибрации сразу зашкалит. При длительной эксплуатации (двадцать лет и более), могут появиться трещины в лопастях рабочих колес, искривление валов, с тем же конечным эффектом.  Определить характер неисправности можно при помощи оборудования для вибродиагностики. Далее выполняются ремонтные работы. Трещины лопастей разделываются, завариваются и зачищаются. После этого обязательно выполняется их балансировка на стенде либо на собственных опорах. Дисбаланс устраняется приваркой к  лопасти(лопастям)  грузов определенной массы. Проблемы с валом устраняются сложнее. Неглубокие трещины и задиры устраняются разделкой и сваркой с последующей шлифовкой. После этого проверяется бой вала на большом токарном станке. Если имеет место изгиб вала, диагностическими приборами определяется его величина и место, затем место изгиба подвергается наплавке и обработке на станке. Процесс конечно не быстрый, но действенный.  Проверено. Лаборатория вибродиагностики работает по своему графику. Измерения вне графика выполняются на основании заявки персонала ГОУ. Ежесменный просмотр  и анализ графиков уровня вибрации и температуры подшипников является поводом для внеочередного вызова специалистов лаборатории вибродиагностики.

Подшипники

Неисправности подшипников являются, как правило, следствием неправильного монтажа или неграмотной эксплуатации, износом корпуса подшипника. Бывают конечно и некачественные подшипники, но это уже отдельная статья. Износ подшипника в моей практике — в моей практике  это потертость крышки корпуса. Подшипник начинает проворачиваться в корпусе, пери этом на внутренней стороне крышки обязательно остается след. Дефект можно на какое то время устранить «малой кровью». Между подшипником и крышкой вставляется выжимка (мягкая сталь или свинец). Вариант, повторяю, временный, до остановки оборудования и замены корпуса подшипника. При этом возможны побочные эффекты. Если прокладка велика, подшипник начинает греться. Если его температура достигает максимальных значений, вкладыш меняют на более тонкий. Это позволит снизить вибрацию до допустимых пределов, но корпус подшипника придётся менять.

Качественный подшипник ( к примеру от SKF), при грамотной эксплуатации  и своевременной замене смазки, служит многие годы, но ничто не вечно. Самая основная причина замены подшипников — износ сепаратора.  Не стоит доводить его до такого состояния. Вибродиагностика обязательно покажет, что сепаратор вот-вот  рассыпется. Лучше  подшипник  заменить заблаговременно.

Выводы

Чтобы уйти от проблем с эксплуатацией дымососов. есть простое правило, прописанное в инструкции от производителя (п. 1;2;3) и от меня (п.4 и 5)

  1. Используйте только те марки  смазок, которые рекомендованы производителем. Не переходите на аналоги. Можете угробить оборудование и будете виноваты.
  2. Замену смазки производите строго по графику ( смотрите инструкцию производителя).
  3. Постоянно контролируйте уровень вибрации и температуру подшипников. Своевременно реагируйте на  повышение показателей.
  4. Держите на складе запас смазки, подшипников и корпусов.
  5. В идеале — храните в резерве запасной вал в сборе с рабочим колесом и подшипниками, готовый к установке.

В этом случае вы не станете виновниками аварийных и длительных простоев технологического оборудования.

 

 

 

Обновлено: 06.04.2019 — 18:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

kautaniuk.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme