Сделаем небо чистым!

Газоочистка. Рукавные фильтры. Эксплуатация, ремонт, модернизация . Консультации специалиста.

Поездка на Диксон

 

Сияние

За полярным кругом

Это было в году, примерно, 1972 -73. Я учился тогда в седьмом  классе средней школы №18 города Норильска. В нашем городе организовали телевизионный конкурс для школьников, под названием «Мы живем на Таймыре». Наши учителя литературы, географии и истории (я уже не помню, к сожалению, как их звали, прошло уже более сорока лет) собрали команду из разных классов и мы начали готовиться.

Изучали историю освоения, географию, население Таймыра, легенды, сказки и многое другое. Мы здорово увлеклись процессом! Всем хотелось блеснуть познаниями на весь город, ибо  конкурс транслировался по местному телевидению. Нас видели и родители и школьные друзья!  Это  было здорово!

Конкурс проходил в два или три этапа. Телеведущим  был известный и любимый всеми норильчанами, диктор норильского телевидения Эдуард Петрович Тараканов. Мы стали командой. Если кто-то знал ответ на заданный вопрос, руки тянула вся команда. Мы лихо использовали этот прием, и почти всегда  нам удавалось отвечать первыми. Дальше все зависело от нашей подготовки.  Если ответ был неверным или неполным, это шанс конкурентам — дополнить нас, а значит и плюс несколько очков им. Так можно и проиграть. Но мы были лучшими и выиграли!

Конечно радовались как дети. Да мы и были детьми. Наградой за победу в конкурсе была поездка на  Диксон! Представляете нашу радость, когда нам объявили об этом! Это же Диксон! Самый северный населенный пункт СССР! И мы туда поедем! Вернее — полетим, потому, что туда можно попасть только самолетом, или на корабле по северному морскому пути.

В назначенный день и час, мы, несколько мальчишек и девчонок из разных классов нашей восемнадцатой школы, в сопровождении преподавателя, ждали посадки в самолет в аэропорту «Алыкель» города Норильска. Наконец загрузились в самолет — Ил 14, полярной авиации, и полетели через тьму полярной ночи, к берегу северного ледовитого океана.

В те времена я плохо переносил полеты самолетами. Это была проблема для меня и для родителей, когда они вывозили нас с братом в отпуск «на материк».  Покинуть Норильск можно было самолетом, либо поездом -до Дудинки, кораблем по Енисею из Дудинки в Красноярск (трое суток), а затем поездом за пять суток  из Красноярска до Москвы (или куда кому надо). Самолетом до Москвы — от трех до пяти часов. Есть разница!

Но я отвлекся. Плохо я переносил самолеты, и полет на Диксон не стал исключением. К тому же в салоне было много курящих мужиков, полярников. Запах в салоне лайнера вообще специфический, да плюс дым от папирос, любому плохо станет. Но долетели без приключений, слава богу.

Плохо помню кто и как нас встречал. Помню что нас загрузили в вездеход и привезли в общежитие морского порта.

Там было холодно.Дело было в декабре, в канун нового года. Зимой на Таймыре тепло не бывает, тем более на берегу ледовитого океана!

Был поздний вечер, стали укладываться спать. Дежурная по этажу посоветовала спать не раздеваясь, и укрываться поверх одеяла своими пальто или шубами, кто в чем приехал. Уходя предупредила, если услышим по радио объявление: «Внимание!В районе поселка появился белый медведь!» не обращать внимания и не пугаться. Объявления делают для родителей, чтобы они встречали детей из школы с ружьём в руках! Веселые дела!

На следующий день нас возили по Диксону, показывали местные достопримечательности. Были в порту, наблюдали как разгружают корабли, прибывшие с грузами для норильского комбината .

Видели ледокол, уже не помню как он назывался. Были в местном музее.

Немного истории.

Диксон обязан своим именем шведскому географу и полярному исследователю Нильсу Адольфу Эрику Норденшельду. В 1875 г. на шхуне «Превен», Норденшель, имея намерения исследовать устье Енисея, зашел в бухту, которую назвал именем шведского магната и филантропа Оскара Диксона, финансировавшего многие  полярные экспедиции.

В 1919 г. Знаменитый норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен,проходя на шхуне «Мод» вдоль побережья Таймыра, отправил на Диксон с почтой двух матросов, Петера Тессема и Пауля Кнутсена. Недалеко от мыса Вильде, моряки покинули корабль и пропали навсегда.

В 1920 г., по просьбе норвежского правительства, советские власти организовали поисковую экспедицию, которую возглавил Никифор Бегичев,  самобытный полярный исследователь, участник экспедиций барона Толля и лейтенанта Колчака (будущего адмирала, героя русско-японской и первой мировой войн, верховного правителя России в период гражданской войны). Экспедиция Бегичева, в составе пяти человек (он сам, его друг , охотник Егор Кузнецов и три местных жителя), искали пропавших норвежцев два года. 22 августа 1922 г. Бегичев нашел останки Тессема в полутора километрах от радиостанции острова. Останки Кнутсена были найдены годом раньше на одном из мысов бухты «Глубокой»

Великая  отечественная война.

В 1942 г. немецкое командование спланировало операцию «Вундерланд«. Согласно плану этой операции немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» получил задание атаковать Диксон, высадить десант, численностью 180 бойцов, Захватить остров, гидрометцентр, радиостанцию. 25 августа 1942г.,

«Адмирал Шеер» встретил на своем пути пароход «Сибиряков» . Командир крейсера приказал  судну остановиться и сдаться. «Сибиряков» ответил отказом. Бой был коротким. Сибиряков был затоплен.

Мало кому удалось спастись. Но сибиряковцы успели по радио предупредить  Диксон по радио о приближении  крейсера противника. 26 августа 1942 г. «Адмирал Шеер» пошел на штурм Диксона. Против шести орудий калибра 280мм. и  четырнадцати орудий калибра 150мм.  германского рейдера, защитники Диксона имели всего два орудия 150мм. калибра, пять орудий — 76 мм., и 4 — 45 мм. береговой батареи и сторожевого корабля СКР-19 «Дежнев». В результате боя, германский крейсер получил несколько прямых попаданий, пожар на палубе, и ушел, не выполнив задания.

Все это нам рассказали диксонские краеведы.  Показали нам и могилу Тессема.

Могила Тессема

Памятник на могилн Тессема

Показали одно из 150мм. орудий береговой батареи, защищавшей Диксон от гитлеровцев в 1942 г. Правда, оно (орудие) почти полностью было занесено снегом. Из сугроба торчала только часть колеса.

Передвигались мы по Диксону исключительно на вездеходах.

Они там бегают  вместо автобусов. Остановочных пунктов нет. Поселок небольшой, улиц и проспектов нет. Выходишь на улицу, видишь вездеход, голосуешь, сел и поехал. Плохо видно куда едешь. Это не салон автобуса! Кузов накрыт тентом, окошечки маленькие и замерзшие. Смотришь из под тента в ту сторону, откуда едешь и определяешься. Когда надо остановиться, орешь погромче, или колотишь кулаком по кабине. Все. Слезай-приехали. Романтика. Зимой на остров с побережья тоже на вездеходе по льду. Летом — на катерах и лодках. Тоже романтика.

Когда мы гостили на Диксоне, холодно было не только в нашем общежитии, но везде, где не было печного отопления. Нам объяснили, что учреждения  поселка отапливаются от местной котельной. А котел этот привезли и установили в котельной  во время войны. Ленд-лизовский котел. Я не знаю сейчас, а тогда этот американский ленд-лизовский котел еще работал. Правда мощи его на весь поселок уже не хватало, да и из строя выходил часто. Что поделаешь, возраст!

Там на Диксоне, я купил себе настоящую флотскую зимнюю тельняшку. Правда в магазинчике этом тельняшки были все для .богатырей. Я уже был семнадцатилетним парнем, тельняшка это была еще жив аи  доставала мне до колен! А если рукава не подворачивать, они чуть ли не на полметра свисали с кистей рук. Для гвардейских матросов тельняшки!

Диксон — не туристическая Мекка! С точки зрения обычного туриста, там конечно нечего смотреть. Но для нас, мальчишек и девчонок, только что окунувшихся в историю освоения Таймыра, это было прикосновением к этой  самой истории,  героической истории освоения русской Арктики! Мы увезли из Диксона массу впечатлений.

С тех пор, как мы побывали на Диксоне прошло более 40 лет, а я до сих пор вспоминаю об этой поездке с удовольствием.

Когда мы летели обратно в Норильск, я, к своему удивлению, перенес полет нормально, без всяких неприятных ощущений. С тех пор, мне уже никогда не было плохо в самолетах.

 

 

 

Обновлено: 09.02.2020 — 22:53

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

kautaniuk.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme